Волшебный ключ Равката Мухаметшина

                           Если хочешь вырастить дерево,

поливай корни!.

Древняя мудрость

«О, Аллах, ты ключ от всех дверей, открой

                                           же  и нам врата благоденствия!»

... Как-то во сне ему показалось, будто сошёл с

высоты небесный дух - хранитель Казани и шепнул в ухо: «Создай ключ!»

... И вот к празднованию Миллениума Казани, наряду с другими феноменальными явлениями непреходящего значения, в Музее национальной культуры, несказанно-неожиданно, как по мановению, появился ещё один атрибут - символ многовекового города - непостижимая загадка - «Ключ Казани»! Автором явился уже ставший популярным к тому времени художник - «человек - школам мастерства, автор самых неожиданных идей - не просто мастер - ювелир, а философ- интеллектуал в высшем смысле слова, постигший корни национального сознания, - Равкат Мухаметшин, недавно награждённый «Малым орденом Фаберже».

Что означает этот символ? Ключ воплотил в себе многовековые традиции и огромный творческий потенциал народа, его тягу к рукотворному искусству, а также жажду донести идущим на смену поколениям весть о себе и благословение - напутствие. Он спрессовал в себе всю-историю народа, его вековые традиции, энергию,темперамент и жизнестойкость. Поистине, это драгоценный реликт, плод тысячелетий!

... Легенды рассказывают, что предки современных тюрков", запертые врагами в одной из пещер алтайских гор, ухитрились расплавить руду, заковавшую выход, и из полученного металла изготовили боевое снаряжение

- кольчуги, стрелы . Наверное, в последующем золотоносные руды явились

базой для добычи драгоценных металлов, камней. Ювелирное искусство, так или иначе, связано с военным делом. Оно всегда показатель высокого уровня цивилизованности народа и связано с его материальными возможностями, умением адаптироваться к окружающей среде, с созданием новых технологий и направлений искусства.

Отметим, что у поволжских народов - филигрань (другое название скани) - искусство орнамента из тонких проволочных - золотых, серебряных нитей, распространено только у татар и русских ...

...Древний Алтай, тюркские каганаты!.. Булгары, Золотя Орда, Казанское ханство, Казань столичная 19-20 веков! И современность! И, наконец, 90 -е годы - эпоха «великих перемен» - борьба за суверенитет, «Хоррият», о котором мечтал народ, мечтал на заре прошлого века великий поэт Габдулла Тукай. Действительно, ключ перекликается с пылающим над мемориалом силуэтом «птицы счастья и перевоплощений», хранящей живительную силу, талант, жизненный потенциал, энергию этого народа. В самой конфигурации композиции ключа находим, зашифрованные в орнамент и знаки, все этапы исторического пути татарского народа - от

эпохи велиюр-каганатов до первого национального « Возрождения» шестнадцатого века и второго Ренессанса 90-х годов XX столетия.

В чем своеобразие ключа?

Ключ - представляет собой два пластически - визуальных уровня и состоит из декоративного футляра и самого «тела - остова» сокровенного предмета, выполненного из драгоценных металлов (золочено» серебро, драгоценные камни). Именно в эту сакральную оболочку вложен драгоценный ключ с уникальным «позвоночником» с десятью сверкающими самоцветами , символизирующими тысячелетия пройденного исторического времени, силу и творческий огонь предков. Конфигурация - также намек на нечто сокровенное, исполненное тайны, подобно алтайским пещерам предводителя тюрков Дуло, нашедшего металл. ...Сколько пройдено, столько проделано за эти многотрудные исторические вёрсты! .. Построены города, целые цивилизации! Культура, наука, образование! Открытия! Искусство!

Футляр выполнен в форме китайско - монгольской «пай - цзы» -в стиле древнетюркского ярлыка, бытовавшего у тюркских военачальников, - они являлись символом власти и размещались на поясной гарнитуре их воинского снаряжения. Ярлык - это символ, атрибут власти. В верхней части золотисто - рельефного футляра продолговатой формы -тонко изящно, почти каллиграфически исполненный мотив отливого орнамента, взятый из декора малого минарета Булгарской мечети - это силуэт великих «восьми врат мира», затем по вертикали восходят в небо семь райских садов, на завершении - «божественный трон», над ним «древо жизни», слева - перо «калам» -, справа – о миниатюренные великие скрижали, свитки, выведенные неведомым пером «властителя миров», представляющие в совокупности атрибуты рая.

В нижней части представлены в восходящих каскадах семь ступеней ада, охваченные огнём, здесь линии пылают, клокочут, вбирая в своё жерло распутников грешников, отступившихся от истины и праведности...

В среднем - в обрамлении мотивов булгарских зеркал с

традиционным «звериным гоном» находится Аждаха (дракон), с

головой огненной собаки, рога и уши наподобие , что у джейрана, крылья

и когти сокола, а тело, как у змеи - хранителя и оберега Казани - (Зилант);

в трёхарочном колесе гона - в вечном беге по кругу изображены характерные

обитатели здешней природы, лесов - герои национальных мифов и сказок -

заяц, песец, олень, лось, лиса и собака.

Переходим собственно к Ключу...

Навершие такого же магического, как футляр, ключа выполнено в форме ордынской коранницы в технике пропиловки с тонким переплетающимся растительным орнаментом, (рельефная гравировка, золочение). С правой стороны - символическая дверь, открывающая коранницу, с вложенным туда текстом суры «Открывающая»из священного Корана... В сценарии ключа просматривается чёткий концепт - это «капсула времени»: две ритмические вязи орнамента, идущие по вертикали навстречу друг - другу противоходом, бережно обрамляют

пылающие камни - сердолик, бирюзу... Они охраняют тайну ключа-

криптограмму - послание будущему поколению в назидание о высокой нравственности и любви к отчему дому, отеческое благословение. Символический котёл расположен справа на буквах, украшенных бугорчатой филигранью - «Казан», выложенные кириллицей - атрибутом сегодняшнего дня... Котёл - этнокультурный феномен казанских татар, намёк на смешение в «казане истории» множества этносов, веков, историй, -отсюда, - небывалой энергетики территории, города, находящихся на точке пересечения миров, порождающего огонь этногенеза, подогревающий популяции, этносы...Темперамент и динамизм города!

На крышке котла два флага - флаг Татарстана и России, а между ними

- символ вечности и непостижимого- «восьмёрка» - знак бесконечности,

вечного движения. На обратной стороне ключа, на трубочке с

«цветущим кщри» - выведен в арабской графике «аят» из суры Корана ( это не из Корана4): На оборотной стороне изображен крылатый барс -означающий скорость, порыв, вечное движение и пятилистник - символ постоянного развития и совершенствования. В центре символической восьмерки - цветок, «посаженный автором» нарочито, образно, для «плодородия» национального этноса», земли, недр,

мира... Итак, в сочетании мастерски исполненных технологий, сокровенных материалах, уникальных техниках плоской и бугорчатой скани,

- в сочетании с искусной техникой пропиловки , гравировки, зерни и золотой тонировкой деревянного дубового резного футляра - единого сплава компонентов и техник (последняя стадия работы -«монтировка) родился безусловный шедевр ювелирного искусства - с возможностью бесконечного разглядывания и разгадывания, -настоящий республиканский национальный бренд, подарок тысячелетнему юбилею города и сокровище - тайник души самого Мастера, колдовское деяние его волшебных рук!

Магический Ключ недавно участвовал в республиканском конкурсе и получил первое место по номинации «Лучший туристический маршрут».

Вскоре он будет размещен на самом видном месте экспозиции Музея национальной культуры, внутри знаменитых «Золотых врат Казани» -Дарваза».

«Ключ Казани»- это выдающееся явление в культуре и истории Татарстана. Наряду с гимном, флагом, гербом республики, это - и атрибут власти. В этом его непреходящее, символическое вневременное значение.

Розалина Шагеева.